Простота изложения мысли

Все вы в курсе, что человек — это сложный организм, представляющий из себя набор органов, которые в свою очередь имеют разные поверхности и функции. Органы состоят из определённых клеток. Клетки тоже имеют свою структуру, состоящую из ядра, целого набора разных белков, митохондрии и так далее. Ядро содержит в себе хромосомы, которые представляют собой закрученную ДНК спираль. И все это состоит из атомов химических элементов из таблицы Менделеева.

Сложно, правда?

Но таким постепенным разбором на части можно описать любой предмет, любой процесс, любое событие.
Понимая маленький и простой процесс или объект, составляющие более крупные процессы или объекты, можно их предсказать или понять суть этих крупных объектов или процессов практически безошибочно.

Но вот нюанс

Понять суть крупных объектов без знания сути более мелких процессов, их составляющих, можно только интуитивно, наугад, либо пытаясь вычленить закономерность, повторяющиеся события. Но вычленить это без особого чутья почти невозможно, и весь процесс больше будет напоминать торги на рынке форекс.

При этом мышление человека выстраивается двумя парадоксальными алгоритмами. Либо путем усложнения, либо путём упрощения.

Печально, но физиологически, мозг абсолютного большинства людей идёт именно по второму пути, пути упрощения.

Но если мы все пытаемся упростить, как вообще мы получаем новые знания? И не менее интересный вопрос — а что такое творчество?

Дофаминовая система нашего мозга очень поощряет те моменты распознавания внешней среды органами чувств, когда реальность очень сильно совпадает с собранными в нашей голове образами.

Вспомните те моменты, когда вы прикладываете трафарет на рисунок, и они идеально совпадают. Вспомните моменты, когда вы слышите любимые мелодии, которые уже много раз слышали, вспомните моменты, когда вы готовите по рецепту и у вас получается именно то блюдо, которые вы ожидали. Во все эти моменты ваш мозг щедро благодарит вас дофамином.

И вспомните обратную ситуацию, когда рисунок и трафарет не сошлись, когда блюдо получилось не таким как хотелось, когда вы заказали на радио свою любимую песню, а вам включили ремикс, или вообще другую песню другого исполнителя просто с таким же названием. Вы будете очень разочарованы.

Также со знаниями. Когда вы читаете книгу, и большая часть информации в ней сходится с вашими мыслями и представлениями, когда вы соглашаетесь с ними, вы чувствуете поощрение от мозга. К примеру, вы очень верите в бога, и однажды встретились с очень авторитетным философом, который сказал, что вера в бога — это правильно, и привел пару утверждений на этот счет. Как вы себя почувствуете?

Вы сочтете человека еще более авторитетным, чем вам казалось, сочтете его настоящим гуру. Но если этот философ скажет, что бога нет, и предъявит абсолютно логичные и неоспоримые доказательства, вы вероятно сочтете его полнейшим идиотом и даже не будете вникать в его доказательства.

Вернемся к вопросу. Как же тогда мы усваиваем новые знания? Очень просто. Любое, абсолютно любое обучение с самого младенчества основано на усложнении текущих навыков. То есть младенец сначала учится мотать руками и ногами, развивая мышцы, потом он учится их сгибать, потом он учится сжимать/разжимать кулаки, потом работает над мышцами живота, и лишь потом, все это умея, учится ползать.

Умея ползать, он учится стоять и ходить. И лишь умея ходить, учится в дальнейшем бегать. Но ребенка нельзя сразу научить бегать и даже ходить. Представьте сколько мышц ему нужно контролировать, чтобы уметь это делать. Можно еще более наглядный пример.

Математика

Сначала мы учимся складывать на палочках, потом в тетради, потом в уме, потом учимся умножать и делить. И лишь после этого учимся решать дроби, корни, степени и так далее. Не умея даже складывать, мы не сможем решать дроби.

Факт в том, что чем больше наши представления и ожидания совпадают с реальностью, тем лучше мы усваиваем новые знания. Например, если вы умеете шинковать овощи, если вы умеете делать салаты, то с большой вероятностью вы сможете и приготовить тушеные и запеченные блюда, жаренные или супы.

Все потому, что большая часть процесса совпадает с уже имеющимся навыком.
Вот и получается, что запоминаем и понимаем мы только такие знания, большая часть которых уже понята и запомнена нами. Умея рисовать карандашом, вы более вероятно справитесь с таким предметом, как черчение. Умея кататься на лыжах, наверняка вам не составит труда встать на коньки.

Психика человека словно цепь днк, которая разворачивается и ищет совпадения в структурах других элементов, чтобы создать новую аминокислоту или белок.

Представьте себе 2 линии почти одинакового узора. Нижняя часть литая, законченная, а в верхней части нужно добавить 1 небольшой блок, чтобы узоры сошлись в одну гармоничную линию.

Типы мышления

Существует 2 типа мышления, сильно различающихся друг от друга. Есть статики и есть динамики. Любой динамик, решая эту задачу, будет подставлять все новые и новые детали, пока узор не сойдется, если в данном процессе есть вообще необходимость. Он не будет задаваться вопросом почему все предыдущие детали не подошли.

Для него жизнь — конвейер, который ни в коем случае нельзя останавливать, иначе произойдет затор и тогда придется разбираться с навалившейся кучей проблем.

Статик же умеет «останавливать конвейер», нажимать на стоп, и разглядывать любую деталь, изучая ее во всех подробностях. Для статика вопрос «почему» является чуть ли ни самым ключевым. Что эффективнее в данной ситуации — сложно сказать.

Если статик быстро поймет, почему детали не подходят и что с ними сделать, то он получит все лавры. Если динамик будет перебирать детали и наткнется на нужную, пока статик ковыряется с одной, то в выигрыше будет динамик.
И вроде все просто.

Зачем париться, когда можно не париться

Я проводил опрос среди молодежи «Чтобы жить счастливо нужно:

  • игнорировать сложности, пытаться максимально упростить жизнь, относиться проще
  • вникнуть в детали, изучить все подробности и нюансы. Как вы думаете, кого было больше? Правильно. В нашем обществе динамиков больше. И вроде все логично, не паришься, ждешь нужную деталь, и вуаля.

Но может быть и такая ситуация, что допустим едут по конвейеру варианты деталей, которые можно попробовать пристыковать к верхнему блоку, да все они не подходят просто банально потому, что их нужно развернуть. Динамик может не понять и так и продолжать перебирать детали. А статик поймет и моментально соберет верхний блок.

Подытожим. Что такое образование и обучение?

Это процессы, в которых совокупность имеющихся образов дополняется новыми образами не диссонирующими друг с другом путем подбора. Допущу еще один очень доступный пример.

Представьте, что у вас есть 2/3 расшифрованного текстового сообщения, и некий декодер (шифровальный ключ или кодовое слово). Вам дают какой то набор букв, и вы с помощью этого декодера пытаетесь понять, расшифровывается оно в нормальное слово или нет.

Если нет, то убираете его и берете новый набор букв, который также пробуете расшифровать с помощью своего декодера, потом новый набор, еще набор, пока не наткнетесь на такой, который превратиться в читаемое сообщение и при совмещении с имеющимся сообщением образует законченное предложение с определенным понятным смыслом.

Динамики предпочитают перебирать эти слова, статики зачастую ковыряются с кодовым ключом.
Надеюсь, этом вам понятно.

Но что тогда такое творчество?

А творчество — есть ни что иное как попытка вычленить из уже имеющегося образа какую-то часть и поставить другую из любопытства, получить неизвестный результат. Все творчество в музыке основано на вдохновении чьими-то чужими музыкальными трудами и попытками их переиначить, используя новые ритмы, новые инструменты, новые переходы и т.д.

Творчество в художестве — это попытка воссоздать реальный образ, но лишая его точной детальности, либо намеренно меняя цвета. И это парадоксально. Ведь если художник нарисует полностью фотографически идентичную картину, большинство людей не обратят на нее внимания, а если художник например лишит картину белого цвета и детальности, люди это заметят и сочтут это за творческий порыв души. Иными словами, образование — это попытка получить максимально точные связанные друг с другом знания, несущие единый замысел.

Творчество

Творчество — это попытка воссоздать реальность, экспериментируя с инструментами, материалами и технологиями, чтобы получился знакомый, но не точный образ.

Если перенести на ту же сферу музыки, то получается, что мозг задобрит нас за прослушивание такой музыки, которая была уже похожа на ту, которую мы знаем, задобрит нас за изучение новых направлений, в основе которых лежат уже знакомые мотивы и техники исполнения, и задобрит нас за попытку воссоздать какую-либо мелодию, но с внесением в нее собственных изменений, тем не менее оставив в ней долю знакомого и узнаваемого.

Заработок на Форекс

Добавить комментарий